Андре Базен - французский критик, литературовед и историк кино, автор таких работ, как "Что такое кино?" и "Завоевание кино". Кстати, его книги являются обязательными для изучения в киновузе. Базен - один из основателей кинематографии как искусства и ставит целью критическое изучение и объяснение того, что делает кинематограф уникальным и значимым.
Одним из наиболее значимых компонентов Базеновского подхода к искусству кино является идея, что кино является своеобразным измерением мира. Базен провозглашает, что хотя кино фиксирует существующую реальность, оно затем несет ее далеко за рамки обычного видения мира, создавая различные уровни, которые укрепляются за счет особенностей времени и пространства. Базен уверен, что художественное кино является выражением феномена мира и не применяет образы, поэтому находится в категории искусства. Он считает, что кино живет своей жизнью, независимой от жанров и форм, и одновременно имеет свою собственную идентичность.
Базен делает акцент на физических параметрах фильма (например, пространственно-временной перспективе, цвете и композиции), поскольку их динамика играет важную роль в создании характера фильма. Он утверждает, что пространственные и временные отношения в кино отличаются от тех, что мы рассматриваем в повседневной жизни - в кинематографе они изменчивы и могут быть изменены, создавая новые значимые взаимодействия.
Таким образом, Базен считает, что кино обладает способностью создавать новые образы и идентичности в рамках фильма. Он считает, что кино не просто фиксирует существующий мир, но и создает новый мир через свои опережающие временные и пространственные параметры. Кино, по рассуждениям Базена, является полностью фундаментальным конструктом, который создается с помощью уникальных материальных средств кинематографии.
Наконец, Базен предлагает классификацию фильмов, которая основывается на технических и эстетических критериях, которые являются обязательными для уникальности и глубины художественного фильма. Он считает, что взаимодействие всех компонентов, таких как режиссура, звук, монтаж - формируют единое целое, которое определяет критерии классификации художественных фильмов.
Суммируя, можно сказать, что взгляды Андре Базена на кинематограф складываются в парадоксальной стремлении к одновременному описанию и исследованию характера кино, его духовного и эстетического значения и определения источников его технического функционирования. Базен придает особое значение синтезу всех элементов создания фильма, которые обеспечивают его глубину и уникальность. Его взгляды оказали значительное влияние на современную теорию кинематографии и являются необходимым прочтением для всех, кто интересуется киномистикой или хочет лучше понять потенциал кинематографа как искусства.